В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объеме этой статьи. Это понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого явления.

Большое значение для формирования личности имеют семейные отношения. Психологический климат в семье, его специфическая морально-психологическая атмосфера, играет важную роль в решении каждой семьи и её воспитательных задач.

Условием формирования нормальных взаимоотношений в семье является высокий уровень взаимной информированности родителей о детях, любви и взаимоуважении друг друга. Данная психодиагностика проводится для адекватного представления о личностных особенностях друг друга и своих детей.

Межличностное отношение возникают между людьми в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности и определяются как общественные отношение. Примерами их могут производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, психологические и другие. Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются.

Личные межличностные отношения  могут быть оценочными и действенными. Они обусловлены не только объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением ее. Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Они охватывают значительный круг явлений, но могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга 2) межличностной привлекательности 3) взаимовлияния и поведения.

Психодиагностика межличностных отношенийДля диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые проявляются и влияют на процесс общения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д. Все шкалы вряд ли можно перечислить, их очень много, потому что большинство исследователей и практиков строят их, исходя из своих задач и конкретной ситуации. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные лексикологические опросники, подготовить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений.

Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию человека. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач.

Для более глубокого понимания и решения прикладных задач, в частности коррекционных, психологу необходимо иметь информацию о субъективном отражении человеком межличностных отношений, себя в них, о его экспектациях (система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей) и психологическом смысле определенного способа реагирования клиента.

Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии — индивидуальной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные (совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции).

Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений (отношения между двумя людьми) и т. д.);

б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

в) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.).

Если касаться диагностики семейных межличностных отношений, то наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом.

При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов.

Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики. Поэтому для профилактики здорового семейного климата человек или вся семья может пройти диагностику.

Институт Профилактики предлагает свои услуги по психодиагностике межличностных отношений. Вы и Ваша семья могут получить необходимую информацию о срытых аспектах Ваших отношений с супругом и детьми, а так же провести консультацию для дальнейшего решения различных проблем.