Психокоррекция и психотерапия

Психотерапевтическое вмешательство – это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выборов средств воздействия, т.е. методов. Термин «психотерапевтическое вмешательство» может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и т.д., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией.

На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный  (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами.

Клинико-психологические вмешательства  с  точки зрения Перре и Бауманна характеризуются:

  • выбором средств (методов);
  • функциями (профилактика, лечение, реабилитация, развитие);
  • целевой ориентацией процесса на достижение изменений;
  • теоретической базой;
  • эмпирической проверкой;
  • профессиональными действиями.

Термин  «клинико-психологическое  вмешательство» широко распространен  в зарубежной литературе, а у нас используется редко. Более употребительным является  термин «психологическая коррекция». Психологическая коррекция представляет собой  направленное психологическое  воздействие   для полноценного развития и функционирования индивида. Вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и  сегодня, однако, мы можем рассмотреть две основные точки зрения на него.

Одна из них, заключается в признании полной идентичности этих понятий. При этом, не учитывается, что психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине и психологии, но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.

Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Задачи психологической коррекции  могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств при  соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах. Психотерапия и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают одна другую.

Психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на  помощь человеку в разрешении или поиске путей разрешения возникающих у него проблем и затруднений психологического характера.

Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию:

  • проблемно-ориентированное консультирование, фиксирующееся на анализе сущности и внешних причин проблемы, поиск путей решения;
  • личностно-ориентированное  консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностых причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей их предотвращения  в будущем;
  • консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Методы психотерапии можно классифицировать по двум параметрам: по сложности процедур  и по  количеству охватываемых  клиентов. По  первому параметру методы психотерапии могут быть, в свою очередь, разбиты на следующие классы: методы простой психотерапии, применяемой при оказании первичной помощи и методы краткосрочной или долгосрочной поддерживающей психотерапии. По второму параметру  можно выделить индивидуальную, семейную и групповую психотерапию.

Сравнивая  понятия «психотерапия» и «психологическое консультирование», известный специалист в этой области Ричард Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как  психологический процесс, ориентированный на профилактику и развитие. Он выделяет в консультировании цели, связанные  с коррекцией и развитием. С его точки зрения, консультирование преимущественно является коррекционным, что обеспечивает реализацию профилактических функций. Развитие связано с решением задач индивида на различных этапах жизни (профессиональное самоопределение, отделение от родителей, начало самостоятельной жизни, создание семьи и другие вехи).

Большое значение придается  повышению личностной ответственности за собственную жизнь. Конечная цель консультирования – научить клиента оказывать помощь самому себе, стать для самих себя консультантами.

Институт Профилактики оказывает психологическую помощь всем людям, желающим получить необходимые рекомендации для решения сложных семейных, личностных проблем. Человеку, обращающемуся за услугой терапии, важно помнить, что без обоюдной работы психолога и клиента, а так же желания исправить свой образ жизни, невозможна никакая терапия, психокоррекция и личностный рост.

 

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования