Психологическое просвещение

Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает.

Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.

Психологу важно  формировать у людей потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с родителями и ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду, учебных заведениях и в различных частных и государственных учреждениях.

Для психологического просвещения психолог использует различные способы:

  • вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении);
  • публицистика (печатные и электронные СМИ), наглядные (плакат, буклет, памятка);
  • Интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.;

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

  • формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
  • информирование населения по вопросам психологического знания;
  • формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
  • профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния)

При взаимодействии со средствами массовой информации,психологи прежде всего общаются с людьми там работающими. Представления о психологии, о функциях и задачах этой сферы практической деятельности у сотрудников СМИ во многом отличны от таковых у самих психологов. Этим, в частности, объясняются факты работы в СМИ (газетах, журналах, телевидении, Интернете) астрологов, магов, экстрасенсов и рецидивы негативного влияния на сознание людей очень велики.

Если в своем большинстве профессиональные психологи понимают такие сеансы психотерапии без обратной связи как проявление некомпетентности или профессиональной халатности, то, как раз, такая модель работы психолога в СМИ для самих их сотрудников является наиболее приемлемой и одобряемой.

Профессиональная деятельность психолога в области просвещения – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Данная профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии.

В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Психопрофилактика способствует предупреждению возникновения психологических трудностей, направлена на сохранение психического здоровья, создание нормальных условий их жизнедеятельности. В рамках психопрофилактики организуется работа комнат психологической разгрузки, проводится психологическая экспертиза жилой и рабочей среды, обучение приемам саморегуляции.

Психологическое консультирование заключается в индивидуальной работе с психологическими трудностями клиента. В рамках консультирования допускается разъяснение клиенту его психологических трудностей, повышение его компетентности в жизненных вопросах, в вопросах личностного функционирования.

Психологическое обучение и просвещение – это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми  и т.д.

Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе.

Институт Профилактики оказывает психологическую помощь и занимается психологическим просвещением своих клиентов. А так же Вы получите необходимые рекомендации наших специалистов в области психологии, медицины и юриспруденции.

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования