Психологическое заключение

Психологическим заключением является краткая психологическая характеристика состояния развития ребенка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Психологическое заключение бывает первичное и итоговое. Первичное психологическое заключение формируется специалистом – практическим психологом самостоятельно, до полного клинико-педагогического обследования ребенка, по результатам беседы, характеристики, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением ребенка во время обследования. Итоговое психологическое заключение составляется врачом совместно с практичеким психологом по результатам полного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка и является составной частью общего заключения-диагноза.

Психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Психологическое заключение не выглядит объёмным, но оно наиболее полно отражает характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

  • клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
  • экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
  • школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное.

На первом (подготовительном, предэкспериментальном) этапе осуществляется сбор сведений о клиенте. Конкретные шаги этого этапа: 1) ознакомление психолога с медицинской документацией; 2) Также может быть проведена беседа психолога с лечащим врачом, в ходе которой формулируются конкретные задачи психологического исследования; 3) беседа психолога с испытуемым, имеющая самостоятельное диагностическое значение и формирующая у испытуемого правильное отношение к исследованию.

Этап заканчивается выработкой стратегии последующего инструментального исследования, которая предполагает подбор экспериментальных методик, внесение корректив в их инструкции и стимульный материал (в случае нестандартизованных методик) в соответствии с особенностями испытуемого и поставленными психодиагностическими задачами, а также определение последовательности предъявления методик.

Второй этап (проведение экспериментального исследования) включает предъявление испытуемому сформированного на первом этапе комплекса методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий по каждой методике должна предшествовать четкая и лаконичная инструкция. Во время выполнения испытуемым экспериментальных заданий психолог наблюдает за поведением больного и ведет точную запись проводимого опыта. Этап завершается представлением полученных результатов в виде, который задается типом методики.

При использовании комплекса тестовых методик осуществляется подсчет большого количества шкальных оценок, баллов, коэффициентов, что занимает значительную часть рабочего времени психолога. Поэтому очевидной становится роль персонального компьютера, позволяющего использовать компьютерные психодиагностические методики.

На третьем этапе психологического исследования происходит подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об испытуемом в контексте поставленной задачи исследования. Полученная на предыдущем этапе исследования с помощью экспериментальных психодиагностических методов количественная и качественная информация соотносится с данными анамнеза, беседы, наблюдения.

Проведение психодиагностики, обработка результатов, написание заключения и рекомендаций является сложным процессом, требующего большого навыка от специалиста.

Отдел психодиагностики и психологической помощи в Институте Профилактики, предлагает всем своим клиентам пройти диагностику на исследования различных аспектов Вашего психологического здоровья. Так же Вы и Ваши близкие смогут пройти консультативную помощь, получив различные рекомендации по поводу сложных личных и социальных проблем.

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования