Определение и диагностика лидерских качеств

Психологи считают, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем уровне бизнеса. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят «справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие».

Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих критериев: непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы самосовершенствования — читаете, задаете вопросы, проходите дополнительный курс обучения. По мнению С. Кови, для большинства людей характерна тенденция к ограничению вчерашними знаниями, а не воспитанию в себе духа непрерывного самосовершенствования. Однако если вы сами не совершенствуете себя, то вам трудно побудить других заняться этим. Из опыта хорошо известно, что одни люди успешнее справляются с разными видами деятельности, другие — нет; что темп овладения какой-либо деятельностью и достигаемые в ней результаты у разных людей различны. Это обычно объясняют наличием у человека способностей к конкретному виду деятельности. Любая способность представляет собой систему качеств личности. Например, так называемые технические способности включают в себя специфически развитую наблюдательность, пространственное воображение и особый склад мышления. Способности к изобразительной деятельности обусловлены высокой чувствительностью зрительного анализатора, образной памятью и рядом сенсорных качеств, выражающихся в координации движений рук. В общем виде способность можно определить как систему индивидуально-психологических качеств человека, отвечающих требованиям данного вида деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения. Как показали исследования российских психологов, эти способности характеризуют психологическая избирательность, практически-психологическая направленность ума, психологический такт, социальная энергичность, требовательность, критичность и склонность к организаторской деятельности.

Под психологической избирательностью понимается способность человека как лидера наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения ею общегрупповой задачи. Она характеризуется следующими параметрами:

  • сопереживанием человеком тому, что переживают, чувствуют другие люди, своего рода эмоциональной синхронностью;
  • повторяющимися фактами быстрого, одновременного, «свернутого», часто невербализованного и неосознанного отражения психологических особенностей и состояний других людей;
  • высокой чувствительностью и восприимчивостью описания и демонстрации психологических объектов по рассказам, книгам, произведениям живописи, театральным постановкам, кинокартинам;
  • быстрой возможностью адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткость и характерность словесных и мимических их «фотографий»;
  • преимущественным выбором психологических объектов из многих других, одновременно действующих на испытуемого, и избирательностью общения;
  • избирательно-психологической памятью и наблюдательностью, ярко проявляющимися и проверяющимися в наблюдении, в сочинениях и беседах, в решении организаторских задач;
  • способностью мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, думать как бы за него, рассуждать «с его точки зрения», задавая себе вопрос: «А как я поступил бы в этой ситуации, будучи на его месте?».

Практически-психологический ум имеет следующие проявления:

  • быструю ориентацию в ситуациях, требующих практического применения знаний людей, в решении ситуаций «дела — люди», «люди — дела»;
  • находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности;
  • способность находить пути и способы заинтересовать людей делом, а также моральные и материальные стимулы этой заинтересованности (в этом показателе практически-психологический ум наиболее ярко проявляется в деятельности, которая не представляет для организуемых непосредственного интереса);
  • учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей для выполнения совместной деятельности;
  • высокую степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений;

Психологический такт подразумевает следующие качества личности лидера:

  • речевую адаптацию к разным людям, отсутствие «речевого шаблона» и грубого приспособленчества, речевую находчивость при первой встрече;
  • общение с людьми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей;
  • чувство ситуации;
  • учет внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношения персонала;
  • чуткость, внимательность, участливость в отношении к людям. Простота, естественность в общении, способность оставаться всегда самим собой в отношениях с людьми, отсутствие наигранности, нарочитости поведения;
  • чувство справедливости, объективность подхода к организуемым, способность показать и доказать эту объективность;
  • чувство меры во взаимоотношениях и взаимодействиях с людьми — наиболее общий показатель, подчеркивающий именно те рамки, выход за которые нарушает взаимный контакт организатора и организуемых;

Психодиагностика и определение лидерских качеств — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Формирование лидера в организации в большей или меньшей степени учитывает возможности формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения. Для развития лидерства используется ряд нижеследующих процедур:

  • выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике диагностики и психологии;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели.

Настоящий лидер всегда будет стремиться к успеху и признанию, и только от предприятия зависит, направит ли он свои способности во благо или во зло организации. Поэтому в деле выявления и «воспитания» внутреннего лидера важны оба фактора: эффективная система диагностики и грамотный руководитель-наставник.

Оценить уровень профессиональной подготовки можно с помощью специализированных тестовых заданий, способности к администрированию — проанализировав имеющийся опыт работы (точнее, успешность деятельности на руководящих должностях разного уровня), а вот выявить способность стать лидером, взять на себя ответственность и в определенных ситуациях повести за собой людей — очень непросто.

Институт Профилактики предлагает свои услуги диагностики и определения лидерских качеств. Наши специалисты подберут Вам самые лучшие методики и помогут пройти консультацию по вопросу формирования Вас как лидера в Вашей личной жизни и профессиональной деятельности.

 

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования