В реальной жизни человека нередко возникает насущная необходимость проведения психодиагностики не только детей разного возраста, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные: обращение взрослого человека к профессиональному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие той или иной должности, определение профпригодности человека и просто психологическое самопознание — изучение человеком самого себя. Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики.

Психодиагностика личностных особенностейОни же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от которых напрямую зависит ее успешность. Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоящее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой.

Свое будущее взрослый человек строит, ориентируясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, принимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему. Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в основном интересуются своими физическими, волевыми качествами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую очередь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции.

Если главный вопрос в детской самооценке формулируется так: «Каков я в сравнении с моим же идеалом?», то основная самооценочная проблема для взрослых звучит несколько иначе: «Каков я на самом деле и почему люди относятся ко мне именно так?». Существенно различаются мотивация и эмоции взрослых и детей. Система интересов взрослых людей в основном концентрируется вокруг двух вопросов: обеспечение материального благополучия и достижение морального удовлетворения от жизни. Взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Это обусловлено занятостью взрослых и наличием у них большего количества разнообразных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназначенные для взрослых людей, должны быть жизненно значимыми для них и не отнимать слишком много времени.

Кроме того, эти тесты не должны касаться тех сторон души человека, которые он хотел бы скрыть от посторонних людей. Ребенка можно заставить принять участие в исследовании, но со взрослым человеком это делать ни по правовым, ни по моральным соображениям нельзя. В психодиагностике личностных способностей взрослого человека используются различные тесты и методики, рассчитанные на выявления акцентуации личности, самосознания, наличия личностной тревожности, агрессии и темперамента. К ним относятся методика «Личностный дифференциал», опросник К.Леонгарда, «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности», тест-опросник Г.Айзенка и др. В исследовании потребностей, мотивации, интересов, профессиональных склонностей используются   методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, «Оценка уровня притязаний». Также в данном разделе психодиагностические тесты способны выявить уровень интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра), внимания.

Психодиагностика показывает, что каждая личность это сложная индивидуальная структура, поэтому врач и психолог должны постоянно сохранять «критичность» в отношении клиента. Институт Профилактики предлагает пройти диагностику на развитие Ваших личностных способностей и поможет предоставить Вам квалифицированную психологическую помощь для дальнейшего развития их в личной и профессиональной жизни.