Определение уровня творческого мышления

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление у пожилых людей, необходимо обратить внимание на такие методы диагностики, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного образа, сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути той или иной творческой деятельности.

Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческого мышленя. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о диагностике творческого мышления и связи ее с общими интеллектуальными способностями. Интеллектуальная одаренность является лишь одним из условий творческой активности личности, причем основную роль в активации творческой деятельности играют мотивация, ценности и личностные черты.

Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором. В частности, Э.Торренс в теории “интеллектуального порога” соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями:

  • умением увидеть и распознать творческую проблему;
  • умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;
  • умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую;
  • стремлением отказаться от шаблона или группового мнения;
  • способностью к множественной перегруппировке идей и связей;
  • способностью к анализу творческой проблемы как системы;
  • способностью к синтезу творческой проблемы как системы;
  • чувством организационной стройности и идейной целостности;
  • неконформностью оценок и суждений даже под давлением;
  • восприимчивостью ко всему новому и необычному;
  • конструктивной активностью в неопределенных ситуациях;

Потребность в творческом мышелении у всех людей возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления. Творческое мышление спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Творчество есть жизнь доминирующего бессознательного, при взаимодействии с пассивным сознанием. Для проявления творческого мышления необходима своеобразная обстановка. К ней относится креативная среда, непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий, отсутствием критики и др. При всем многообразии методов диагностики творческого мышления, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности.  Воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности.

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес[2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  • Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  • Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  • Озарение — появление интуитивного решения.
  • Проверка — испытание и/или реализация решения.

Сегодня специалисты в области медицины и психологии полагают, что человек имеет необычный потенциал, который «фактически безграничен». Мозг является границей медицины, ведь нет человека, который бы знал в этой области все. Ни для кого не секрет, что люди, которые вышли на пенсию и не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в психологическом смысле занятием, в подавляющем большинстве случаев начинают болеть различными болезнями. Хорошо известно и прямо противоположное явление: активная жизнь людей пожилого возраста, наполненная решениями разнообразных творческих конкретных задач, не только оказывает благоприятное влияние на психическое состояние таких людей, но и позволяет избежать очень многих заболеваний. Творческий потенциал заложен самой природой в структуре внутреннего «Я» человека. В основе творческих методов лежит идея об активизации, стимуляции функций правого полушария с помощью приемов, развивающих интуитивное творческое мышление и формирующих творческие умения и навыки. В работе развития творческого мышления у  пожилых людей используется язык поэзии, музыки, визуальной и пластической экспрессии, метафоры. Постепенное усиление потенциальности и творческих способностей пожилого человека приводит к преодолению проблемных элементов его психики. Свободное творческое самовыражение весьма желательно для того, чтобы помочь пожилым людям в устранении тех или иных проявлений их болезней, решить их внутренние проблемы или улучшить их состояние.

В процессе творческой работы оживают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Был случай, когда пожилая женщина смогла преодолеть состояние депрессии после смерти сына и вернуться к жизни лишь после того, как смогла запеть. Голос всегда отражает жизненное состояние человека, он воистину проявление души. Открытие и высвобождение голоса благоприятно действует на физическое здоровье, умственное и эмоциональное состояние, внешний вид, социальную уверенность и искусство общения. Диагностика творческого мышления творческие методы дают богатый материал для любого сравнительного, основанного на количественном анализе, исследования, результаты эффективного психотерапевтического воздействия. Динамика качественных изменений в результате развития творческого мышления налицо: у пожилых людей понижается артериальное давление, повышается жизненный тонус, повышается физическая и психическая активность, улучшается общее и эмоциональное состояние.

Исследователи из Кембриджского университета (Великобритания) вместе с коллегами из Финляндии показали, что уровень образования человека связан с риском развития деменции. Коллектив специалистов изучил мозг 872 человек, участвовавших в масштабном исследовании Epidemiological Clinicopathological Studies in Europe. Выяснилось, что на момент смерти деменцией страдали 56% испытуемых. Но чем более человек был образован и творчески мыслил, тем реже у него проявлялись симптомы слабоумия. Каждый дополнительный год, посвящённый в своё время учёбе, снижал вероятность потери памяти и ухудшения мыслительных способностей на 11%. Специалисты полагают, что «образованный» и «творческий» мозг более гибок и лучше компенсирует симптомы таких недугов, как болезнь Альцгеймера. При этом учёные отмечают, что образование, разумеется, не влияет на тяжесть повреждений мозга, связанных с деменцией.

Псидиагностика творческого мышления необходима для полноценной жизни в пожилом возрасте. Она даёт возможность помочь человеку успешно преодолевать стрессы и различные трудности, помогая ему открывать для себя бесконечные пути творческого потенциала. Институт Профилактики предоставляет возможность всем желающим пройти диагностику и получить квалифицированную помощь нашим специалистам.

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования