Помощь психолога детям

Каждый ребенок имеет свои особенности здоровья, поведения, развития. Иногда возникают вопросы и сомнения, хорошо ли развит ребёнок для своего возраста, достаточно ли он знает и умеет? Почему он ведет себя именно так? Часто родители думают, что ребенок ленится, не хочет делать то, чего ждут от него взрослые. Подобная ситуация вызывает напряжение и раздражение у родителей, замкнутость или агрессивность у детей.

Учитывая особенности ребенка, возможно создать условия для его успешного развития. Практика показывает, что совместные усилия врачей, психологов и семьи дают замечательные результаты даже в том случае, когда изначально ребенок развивался с задержкой.

Психолог определит уровень интеллектуального развития ребенка (мышление, память, внимание, моторику и т.д.), сильные и слабые стороны психики. Поможет семье создать благоприятные условия для развития малыша, поможет ребенку не остановиться в своем развитии, стимулирует ребенка к новым открытиям и достижениям.

В работе психолог использует современные психодиагностические и развивающие методики. Обычно дети с удовольствием посещают подобные занятия, становятся более активными и уверенными. У них появляются долгожданные успехи в знаниях и умениях.

Настоящим человеком ребёнка делает то, что в науке называется социализацией, то есть обучение и воспитание детей. Оба этих процесса важны, однако, думается, главное, чтобы ребёнок стал хорошим человеком, а не только лишь образованным. За это и отвечает воспитание ребёнка, которое, непосредственно задействует детскую психологию, подростковую психологию, психологию школьника (и пусть все эти «психологии» относятся к одной и той же личности, это далеко не тождественные понятия) с помощью принципов и методов воспитания, формирует не просто ещё один объект Homo sapiens, а неповторимую индивидуальность.

Подобную задачу трудно осмыслить, ещё труднее её выполнить. Психология детей, как и внутренний мир любого человека, сложна. Психология развития, каковой является психология детей, сложна вдвойне из-за своей стремительной изменчивости. Воспитание ребёнка сродни сложнейшей хирургической операции: неверное движение пальца врача, миллиметром правее или левее, нежели нужно – и последствия для «пациента», то есть для психики ребёнка, могут быть плачевными и необратимыми. В таком сложном деле невозможно безошибочно знать все до единого принципы и методы воспитания детей, здесь просто необходимо знакомиться как с советами специалистов, так и с конкретным опытом конкретных родителей. Именно в этом и призван помочь психолог.

Дети гораздо реже говорят о своих проблемах, возможно потому, что реже и понимают, что они у них есть. Но это не значит, что они не переживают их. Дети более уязвимы, поскольку у них меньше средств, позволяющих справиться со стрессовыми событиями. Недостаток опыта может также привести к преувеличению трудностей и невозможности увидеть «свет в конце тоннеля».

Работа с детьми протекает в двух плоскостях: развитие познавательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно – восприятие, внимание, память, мышление, воображение) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Психолог с помощью тестов диагносцирует уровень развития определенного процесса (например слуховой памяти ), сравнивает этот уровень с возрастной нормой ( т. е. как слуховая память развита у большинства детей данного возраста ) и дает заключение – слуховая память развита выше возрастной нормы, на том же уровне, либо ниже. В последнем случае рекомендуются специальные упражнения, при регулярном выполнении которых можно улучшить слуховую память.

Примерно так определяют и широко известную психологическую готовность ребенка к школе, но кроме вышеперечисленных позновательных процессов изучается также уровень школьной мотивации – т.е. наличие либо отсутствие желания идти в школу, а также что в этой самой школе ребенка привлекает. Так, ответы, типа «В школе хорошо – там спать не заставляют, и можно новый портфель носить» – дают дети с недостаточными представлениями о школе. И наоборот, дети, которые осознанно стремятся приступить к учебе, дают ответы типа «Нравится узнавать новое, хочется научиться писать, считать и пр.»

Кроме мотивации в диагностике школьной зрелости определяется уровень развития произвольной сферы ребенка: может ли он сосредотачиваться на выполнении не очень интересного задания, либо быстро устает, начинает отвлекаться; способен ли удерживаться от импульсивных, непосредственных действий, либо сначала ответит на вопрос, а потом подумает; способен ли подчинять свои желания требованиям ситуации (хочется поговорить с соседом, но нельзя, т.к. идет занятие).

Развитие познавательной сферы детей может проходить в разных формах: на фронтальных (со всей группой) занятиях, микрогруппами по 4-5 человек или индивидуально. Понятно, что в последних двух случаях занятия более полезны, т.к. подбираются упражнения необходимые для развития именно присутствующих детей. Например, если на фронтальных занятиях было выявлено 3-4 человека с недостаточно развитым произвольным вниманием (это когда дети работают только с тем, что им интересно, и не могут долго концентрироваться на непривлекательной задаче), то психолог работает с ними в микрогруппе именно на развитие этого качества.

Так же нужно сказать несколько слов о различных детских травмах. Психологическая травма может изменить как представление ребенка о мире, так и  негативно повлиять на его представление о себе. Под угрозой оказывается столь необходимое ребенку ощущение безопасности и стабильности мира.

Если обратиться к определению травмы, то мы увидим, что «травматическая ситуация – это события, связанные со смертью или угрозой смерти, или серьезных повреждений, или физической целостности (своей или другого)». В то же время, это определение не затрагивает фундаментальной природы травматизации.

Реальная угроза не является  необходимым условием травматизации. Можно выделить несколько травматических элементов, среди которых, помимо непосредственной угрозы, можно выделить: физиологическое напряжение (боль, голод, обезвоженность), истощение, перемещение, сепарацию, неконгруэтность переживаний, потерю, изоляцию, неопределенность, жестокость и др. Именно эти факторы существенным образом определяют первичные реакции на травму.

Институт Профилактики оказывает психологическую помощь детям, помогая им справиться со сложными ситуациями в дальнейшем формировании личности.

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования