Психологическая помощь при повышенной агрессивности

Каждый из Вас сталкивался со словом “агрессия”. Что означает это слово? Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег. Можно также употребить его и по отношению к людям, работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода. В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть.

Агрессия – сложное явление, обусловленное множеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое. Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Кто не сталкивался с агрессией, которая возникает как реакция на угрозу, как самооборона? У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без которого наша жизнь немыслима, как без воздуха. Такого рода агрессия не ведет к разрушению, она лишь выполняет роль сторожа наших интересов. Можно ее даже назвать “доброкачественной агрессией”. Но в некоторых отдельных случаях у человека могут возникнуть психологические проблемы и различные неприятности, связанные с повышенной агрессивностью.

Совсем по-другому определяется стремление человека господствовать, что нередко в нашем обществе, или разрушать, или развлечь себя способами, подчас отличающимися невиданной жестокостью. Такую агрессию можно назвать “злокачественной”.

Эти два вида агрессий очень тесно связаны, подобно лиане,  свисающие корни которой переплетены со стволом.

Так какие же особые виды агрессии мы можем различить у человека?

По своей оборонительной реакции человек во многом схож с животным, но из-за специфических условий своего существования он на большинство раздражителей проявляет  более сильную агрессию. Почему это происходит?

Во-первых, каждый индивид наделен даром предвидения и фантазии, поэтому он реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на опасность в будущем.

Во-вторых, человек позволяет себя уговорить, манипулировать собой, руководить, убеждать. Отличным примером этому может служить большинство войн. Зачастую опасность была лишь выдумкой спецслужб.

В-третьих, сфера витальных интересов человека гораздо шире, чем животного. Кроме физических аспектов, у человека существует также большая система ценностных ориентаций - будь то идеалы, предки, родина, класс, причем защита происходит как от покушения на жизнь.

Любой из нас очень сильно привержен системе своих ценностных ориентаций. Какая-либо попытка лишить иллюзий, вытащить “на свет Божий” вытесненные влечения и фантазии расшатывает эту систему. Возникает естественное сопротивление истине - один из видов агрессии.

Кроме того, можно выделить стремление к подчинению, стремление удовлетворить  личные интересы, как оправдательно назвали жадность и алчность.

Накопление всех указанных интересов, особенно у правящих групп,  подчас в гипертрофированных формах, приводит к войнам. Война будоражит все глубинные аспекты человеческой личности, несет переоценку всех ценностей. Можно сравнить ее с желанием поднять адреналин при прыжке с парашюта, только в масштабах нации. Как говорил Эрих Фромм, “...На войне человек снова становится человеком, у него есть шанс отличиться, его социальный статус гражданина не предоставляет ему привилегий...”

В мирное время у индивида также есть стремление постоянно приводить нервную систему в возбуждение, стремление убежать от скуки. Способы при этом могут быть различными: от сумасшедшей работы до наркомании, жестокости и убийства. Оказалось, что у человека гораздо более сильное возбуждение вызывают гнев, бешенство, жестокость и жажда разрушения, чем любовь или творчество. Такая деструктивность человека может проявляться и в стремлении узнавать о преступлениях, рассказывать о них. Деструктивность может также проявляться в стремлении смотреть жестокие и кровавые сцены.

Повышенная агрессивность появляется у человека в детстве. Постепенно накапливаясь, она оставляет серьёзный отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Отдельного внимания заслуживает провокационное поведение детей, подталкивающих взрослых к тому, чтобы их наказывать и даже мучить. Это особенно часто бывает у усыновленных детей, когда после непродолжительного периода прекрасного поведения начинается настоящий кошмар. Многим взрослым с трудом удается сдерживать вызываемые в них поведением ребенка агрессивнее импульсы. Такие дети как будто испытывают взрослых на прочность, пытаются проверить, как далеко можно зайти, как много им могут простить, а значит, насколько сильно их любят. Тогда плохое поведение является одновременно упреком, местью и призывом о помощи. Некоторые дети имеют внутреннюю убежденность, что они плохие, недостойны любви, поэтому они любой ценой добиваются этому подтверждения, провоцируя наказания и отвержения, как бы ища подтверждения своим мыслям : «Ну вот, я так и знал, что меня никто не любит» или «Я же знал, что все люди плохие, никому нельзя доверять». Агрессивно атакуя других, они борются со своим стремлением к зависимости, потребности в любви.

Иногда дети провоцируют физические наказания для получения мазохистического удовольствия. Отказ родителей от физических наказаний поможет ребенку не зафиксироваться на таком способе получения удовольствия.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человеком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

При повышенной агрессии, человеку, независимо от того взрослый он или ребёнок, необходимо проконсультироваться у специалиста. Повышенная агрессивность может негативно повлиять на общение в семье, среди друзей и на работе. Психологическая помощь во многих случаях просто необходима. Выявить причину агрессии, предотвратить её дальнейшее проявление - является главной задачей врача и психолога.

Институт Профилактики предлагает услуги психологической помощи при повышенной агрессивности. Квалифицированные специалисты помогут Вам разобраться с проблемой агрессии и получить дальнейшие рекомендации для её преодоления.

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования