Лудомания (одержимость азартными играми) признана эмоциональным заболеванием. В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской Психиатрической Ассоциацией как болезнь, на сегодняшний день она обозначается в Международной Классификации Болезней, рассматривается в разделе «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к утрате социальных, профессиональных, материальных и семейных связей».
На сегодняшний день применяется множество методов лечения, различающихся по эффективности, но не позволяющих достигнуть состояния полной эмоциональной независимости от игры. Кроме того, новая форма зависимости остается недостаточно изученной. В связи с этим информация о зависимости с позиции самого игрока представляет научный интерес.
Около 10% постоянных клиентов игорных заведений по данным различных исследований игромании, заболевают зависимостью от азартных игр. Кроме того, формирование зависимости от азартных игр влечет за собой серьёзные социальные и финансовые проблемы у игроков, повышает риск совершения противоправных действий, высокий суицидальный риск. О распространенности зависимости от азартных игр в России можно судить лишь по косвенным данным.
Патологический гемблинг был впервые описан более, чем 100 лет назад, хотя как самостоятельный клинический диагноз был выделен в 1980 году (Bleuler, 1924; American psychiatric Association, 1980). Трактовку пристрастия к азартным играм как патологического состояния, согласно Е. Вleuler, дал еще Э. Крепелин, который вместе с патологическим коллекционированием отнес его к расстройствам личности. Первые официальные диагностические критерии патологического пристрастия к игре были изложены значительно позже в DSM-III.
О «проблемном гемблинге» говорят тогда, когда игра начинает серьезно мешать основным занятиям человека (в т.ч. работе), межличностным отношениям и финансовому состоянию. «Патологический гемблинг» напротив является заболеванием, имеющим свои диагностические критерии и в МКБ-10, и в DSM-IV. «Патологический гемблинг» – патологическое влечение к азартным играм – в МКБ-10 описывается как «постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, нарушение внутрисемейных взаимоотношений и разложение личной жизни.
Актуальность связана не только с размерами популяции заболевших, но и с тем, что в патологическую систему отношений вовлекаются близкие им люди, что в несколько раз увеличивает количество людей, которым требуется психолого-психиатрическая помощь.
В последнее время активно разрабатывается проблема влияния микросоциальной среды и её многочисленных воздействий (семья и система воспитания) на развитие личности. Семья рассматривается как важнейший институт социализации личности, как модель и форма базового жизненного тренинга ее развития.
Общепризнан факт влияния семейных отношений и личностных особенностей родителей в формирование и оформление химической аддикции (уход от реальности). Однако, анализ литературных источников показывает, что тема, связанная с поиском специфичных личностных особенностей родителей больных нехимической аддикцией, в частности патологическим влечением к азартным играм, и их влияние на личностное развитие ребенка недостаточно исследована, остаются не ясны конкретные механизмы этого влияния.
Сегодня существует целый комплекс противоречивых проблем, происходящих в молодежной среде и в нашем обществе в целом, которые вызывают бурные споры. На государственном уровне проблемам молодежной среды уделяется недостаточно внимания. В следствии чего, молодежь ищет поддержку со стороны неформальных групп, которые зачастую могут пагубно влиять на незрелую молодую психику, в том числе и развитии игромании.
Таким образом, игромания – это прогрессирующая болезнь, которую тяжело полностью вылечить и которая требует помощи психолога. На определенный период у человека может наступить ремиссия (период, когда человек независим), продолжительность которой может быть различной (от нескольких месяцев до всей последующей жизни).
Анализ субкультур в современной России приводят нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности.
Игромания не щадит ни молодых, ни старых, ни богачей, ни нищих. И входит в один ряд с такими тяжелыми психическими расстройствами, как клептомания (патологическое воровство), пиромания (страсть к поджогам) и трихотикомания (страсть к выдергиванию собственных волос).
За лечение пациентов с игорной зависимостью психиатры берутся неохотно. Отвратить от пагубного пристрастия к азартным играм, по словам специалистов, так же сложно, как снять с иглы. У игромана крайне низкая мотивация к лечению.
Без помощи родственников, а затем и специалиста здесь не обойтись. Самое трудное — продержаться первые три месяца, заставить себя не притронуться к картам, не зайти в казино. Едва лишившись предмета своей страсти, игроман переживает настоящую ломку: становится раздражительным, беспокойным. Вплоть до мыслей о самоубийстве.
В Америке таких больных на время лечения госпитализируют в неврологические отделения психиатрических клиник, а после выписки вчерашний пациент в течение довольно длительного времени посещает сеансы психолога и специальные группы самопомощи, организованные теми, кому от пагубного пристрастия удалось спастись.
Психологу важно погрузить пациента в ту психологическую атмосферу, которая провоцирует его болезнь, вскрыть бессознательные мотивы его недуга и уже потом с тем, что удалось извлечь, работать. На то, чтобы исцелить игромана, уходит от двух недель до нескольких лет. Все зависит от личности пациента и от того, насколько далеко зашла его болезнь.
Нередко «игроки» проигрывают даже те деньги, которые правдами-неправдами собрали на лечение. Те, кому все же удалось выкарабкаться, о вчерашнем своем пристрастии вспоминают с содроганием. И больше ни во что не играют. Даже в карты с друзьями.
Игромания всегда является настоящей проблемой, будь то подросток, который не отходит от игровых автоматов и «просаживает» на игру все карманные деньги, либо зрелый мужчина или женщина, которые пропадает в казино и оставляет там суммы, которые любому нормальному человеку с собой носить страшно.
Только на первый взгляд самая большая проблема игромании — долги. Долги — это не только деньги, занятые в банке или взятые в займы у друзей. Человек, захваченный игрой, «подсел» на азарт, занимает у себя же жизнь, радость, сильные эмоции. За всплеск ощущения полноты существования во время игры. Игроман расплачивается самым дорогим: семьей, отношениями с близкими, работой. Более того, этот всплеск он оплачивает потом подавленностью, стыдом, виной, ощущением отвращения к себе и чувством безнадежности. Психологические проблемы в этом случае следует разрешать длительной психотерапией.
Характерной гранью игромании является неоправданный оптимизм в ожидании выигрыша. Игроманы каждый раз искренне надеются на выигрыш, не учатся на своем опыте, рассчитывают на легкие деньги. Для настоящего игромана деньги второстепенны: главным является состояние эйфории в промежутке между ставкой и исходом игры. Игроманы продолжают игру независимо от размера выигрыша или проигрыша. Игроманы самостоятельно остановиться не могут, испытывают сильную агрессию к любому, кто пытается их оторвать от игры.
Институт Профилактики предлагает услугу психологической помощи всем семьям, родственники которых столкнулись с этой опасной проблемой. Психологи нашего отдела помогут Вашим близким людям осознать своё патологическое состояние и всячески бороться с ним. Главное — это желание осознания проблемы, только потом идёт мастерство специалиста и работы клиента.