Случаи осложнения психического развития ребенка приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Психологу постоянно приходится с множеством психологическим проблем, связанных со страхами, адаптацией ребёнка в детском саду и школе, переживаниями, непослушанием, капризностью и многими другими. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей.

Выделяют:

  • Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
  • Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
  • Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
  • Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
  • Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Психологическая помощь детямИсследования психологов показывают, что обстановка в семье, непосредственно влияет на ребёнка. Самую сильную травму детям наносят психологические конфликты в семье. К ним относятся ссоры, крики, драки родителей и многие другие деструктивные факторы. Так же конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Нужно помнить, что постоянные нравоучения и нотации оказывают только агрессию и игнорирование со стороны ребёнка своих родителей. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Поэтому недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребёнок был наказан, был ему спокойно объяснён. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. Накопленную обиду дети постоянно носят в своём сознании, поэтому со временем она проецируется на его отношении к жизни, поведении в семье и к другим людям. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старшие дети теперь вынуждены, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей. Они могут ссориться с младшим братом или сестрой, бить их и всячески унижать. В результате чего оба ребёнка наносят себе психические травмы, для коррекции которых требуется помощь специалиста.

В неполной семье складываются особые условия для воспитания ребёнка. В таких семьях проблемы возникают намного чаще, т.к. ребёнок не получает поддержку со стороны матери, либо отца. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца. Без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными, постоянно участвуют в драках и ссорах с другими детьми, тем самым компенсируя мускулинные черты своего характера.  Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Осмысляя происходящее вокруг семьи, ребенок постоянно вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что те наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой, приветливой и безопасной атмосферы или что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, что их требования непостоянны, необоснованны и случайны. Обстановка в семье роковым образом влияет на формирование восприятия ребенком человеческих взаимоотношений. В современном обществе уровень смертности в результате самоубийств значительно вырос. Многие родители даже не осознают, что негативная обстановка в семье формирует суицидальное поведение подростков.  Обыденное сознание ищет выход из тупика, сваливая вину на плохое влияние улицы, школы, наследственности и т. д. Но если пристально вглядеться в данную семью, то, как правило, проблемы поведения ребенка, есть соответствующая реакция на существующие между супругами разногласия. Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как хорошие, вовсе не означает, что муж и жена удовлетворены в браке.

Под зеркальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти. В семье, рассматриваемой окружающими как «примерная», муж и жена могут просто ненавидеть друг друга, между ними простирается «зона арктического холода» или «море безразличия». Супруги, практически разошедшиеся, продолжают жить вместе из самых различных соображений. Для одних главное — сохранить внешнюю «порядочность» для карьеры, других останавливает страх перед неизвестным будущим, третьих — долг перед детьми. В последнем случае родители из благих соображений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи; — Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Институт Профилактики предоставляет возможность проведения психологических консультаций с вашими детьми. В нашем отделе «Психологии и диагностики», квалифицированные врачи и психологи, окажут Вашим детям коррекционную помощь, а Вам предоставят необходимые рекомендации для гармоничного развития Вашего ребёнка. Родитель должен помнить, что любая травма, включая и психологическую, уходит в глубины нашего сознания. Если её вовремя  не вылечить, тогда она проявит себя в виде неврозов, фобий, навязчивых состояний и психозов. Своевременная консультация поможет уменьшить риск возникновения  заболеваний у Вашего ребёнка.