Психологическая помощь руководителям

Управление коллективом, средней или значительной величины, требует от человека, занимающего руководящую должность, способности находить подход к каждому подчиненному, стимулируя его на выполнение поставленных задач, умения подчинять индивидуальные запросы каждого члена коллектива общим целям. Поскольку ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, для руководителя  характерна высокая степень неопределенности. В управлении должно быть  определение правил и алгоритмов – каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации.

Взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями руководителей исследовалась в разных аспектах: эмоциональная привлекательность руководителя, соотношение лидерских качеств и качеств руководителя ценностные ориентации, их иерархия и влияние на профессиональные задачи руководителя, влияние восприятия подчиненными индивидуально-психологических особенностей руководителя на оценку стиля руководства, влияние руководителя на формирование корпоративной культуры.

Руководитель должен обладать высоким уровнем психического здоровья и крепким характером. В случае различных психологических проблем у человека могут возникнуть нарушения в постановке задач, волевой и эмоциональной сфере. В результате чего страдает не только сам руководитель, но и его производство.

История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глагола «харако» - острить, царапать, чертить.

Наличие у руководителя характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи которые он себе ставит или на себя принимает. Характер определяется не единичным, случайным поступком, а всем образом жизни человека. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. В характер включается только те свойства, которые выражают направленность личности. Устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и составляют ее характер. Интеллектуальные черты характера – рассудительность, рассудочность, вдумчивость.

Рассудительность – означает, что в поступках руководителя имеются логические доводы и соображения, которые играют наиболее значимую роль. Рассудочность может иметь такую форму, при которой человек становится слишком холодным, недооценивающим значение эмоциональной жизни. В отличие от рассудочности такие черты характера как рассудительность, вдумчивость и благоразумие можно расценивать как положительные черты.

Направленность, названная эмоциональной, характеризуется яркой эмоциональной окраской, то есть у управаленца с такой направленностью возникают эмоциональные состояния при восприятии действительности или при постановке жизненных целей. Особое место в эмоциональной направленности занимает энтузиазм – состояние подъема и вдохновения. В зависимости от склонности к бодрому, жизнерадостному, или, наоборот, печальному, мрачному в направленности различают оптимистов и пессимистов.

Можно говорить и о волевой форме направленности, подчеркивая тем самым, что при постановке жизненных целей, руководитель обнаруживает стремление к реализации своих планов и намерений и готовность бороться с препятствиями стоящими на пути к достижению цели. Такая направленность тесно связана с волевыми чертами характера.

Волевые черты характера – это активность, или энергия, характера, которая проявляется такими чертами, как решительность, смелость и инициативность. К волевой направленности относятся такие черты характера, как: организованность, выдержка, самоконтроль, дисциплинированность, терпеливость, настойчивость, упорство и пр.

Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом).

Руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования; чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы; творческий подход и умение мотивировать себя и персонал; желание и способность сотрудничать; понимание результатов, умение планировать и выполнять планы; способность идти на риск; способность принимать решения; готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т.д.

Для директивного стиля характерно жесткое единонача­лие, а также слабый интерес к ра­ботнику как к личности. При кол­легиальном – руководитель стре­мится к выработке коллективных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений. Либеральный означает полную устраненность руководителя от дел коллектива.

У руководителя могут возникать различные трудности, которые могут привести к различным психо-эмоциональным нарушениям:

Во-первых, любой начальник обязательно хочет, чтобы "в нем нуждались". Принимая решения за подчиненных, он психологически подпитывает представление о собственной нужности, незаменимости (даже в отпуск часто по нескольку лет не уходят). Во-вторых, любой начальник небезосновательно полагает, что делать что-либо самому непременно надежнее, "меньше нервов", подчиненный же обязательно наделает ошибок, да его еще и контролировать надо неусыпно. В-третьих, многие руководители не в состоянии смириться с мыслью, что в их организациях или подразделениях происходит что-то, о чем они не знают. "Не владеть обстановкой" - это является в представлении руководителя  смертельным приговором.

Многим руководителям свойственно иметь высокую ответственность и пунктуальность. Но к сожалению, многие начальники переходят границу между работой и трудоголизмом.  Это явление встречается очень часто и его можно определить по следующим характерным признакам:

  • работает после официального окончания рабочего дня;
  • остается на работе дольше своих сотрудников;
  • сам пишет большую часть инструкций, писем, отчетов и т.п.;
  • не находит себе замены на период отпуска;
  • возвратясь из командировки, находит свой стол заваленным корреспонденцией
  • Беспокойство о работе мешает во время отдыха.
  • Трудоголик считает, что удовлетворение можно чувствовать только во время работы.
  • Трудоголик ощущает себя энергичным, уверенным и самодостаточным, только работая или думая о работе.
  • Если он не работает, то чувствует неудовлетворенность и раздражение.
  • О человеке говорят, что в быту он мрачен, неуступчив, раним, но «преображается» на работе.
  • Заканчивая какое-то дело, испытывает неудовлетворенность оттого, что скоро «все закончится».
  • Заканчивая какое-то дело, сразу начинает размышлять о следующем деле, следующем рабочем дне и т.д.

Для трудоголика работа стоит на первом месте в жизни, оставляя позади все остальные аспекты: личную жизнь, семью, развлечения, общественную деятельность. Если раньше на трудоголизм смотрели хотя и иронически, но, в целом, одобрительно (отношение характеризовалось выражениями типа: «вот с кого должны брать пример все остальные», «он упорно работает, он многого добьётся»), то в последние десятилетия врачи и психологи отмечают, что трудоголизм не безобиден и считают, что психологическая помощь в этом случае является необходимостью.

Сам по себе трудоголизм может быть признаком психологического неблагополучия (человек «прячется в работу» из-за неумения общаться с окружающими, для ухода от своих проблем).

Трудоголики своим неумеренным стремлением как можно больше работать вредят себе и окружающим. Перерабатывание может приносить вред в чисто медицинском смысле: его следствием является хроническое переутомление, стресс, а значит и психические и соматические заболевания. Кроме того, социальные проблемы, возникающие из-за того, что трудоголик не уделяет достаточного внимания «внерабочим» делам и общению с близкими, могут ударять не только лично по нему, но и по другим людям. В результате чего, могут возниктнуть серьёзные проблемы в семье, вплоть до её распада.

Институт Профилактики предлагает психологическую помощь всем руководителям, которые столкнулись с различными проблемами, связанными с бизнесом, конфликтами с коллегами, семейными конфликтами и многим другим. Квалифицированные врачи и психологи помогут Вам разобраться в тяжёлых ситуациях и получить необходимые рекомендации и поддержку в этих нелёгких вопросах.

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования