Психологическая помощь спортсменам

Современный спорт относится к числу особых видов экстремальной деятельности. Поэтому он предъявляет повышенные требования к человеку. Это и обусловливает необходимость в оказании психологической помощи и даже создании специальной службы психологического обеспечения в спорте.

Участие в соревнованиях, где от молодого спортсмена требуется полная отдача, где присутствуют конкуренция, травмы и боль, риск  -  все это создает ситуации, в которых детям - спортсменам необходимо регулировать свое психическое состояние. Известно, что уже в группах начальной подготовки интенсивно развивающийся детский организм испытывает огромный прессинг психоэмоциональной и физической нагрузок, который способен выдержать не каждый ребенок. Если физические нагрузки велики, а ребенок-спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность спортивной деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, к потере уверенности в себе и депрессии.

Большая проблема - выдерживать двойную нагрузку: учеба в школе и тренировки в спорте. К тому же, подростковый период (возраст от 11 до 15-16 лет) - это самый длительный и сложный из всех кризисов развития, который сопровождается у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний: свойственная подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и пр.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, иногда даже ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

Большой спорт оказывает все большее влияние на нравственное, физическое и психическое здоровье спортсмена. Это - реальность современного спорта. В отличие от массового спорта большой спорт характеризуется жестким, а порой жестоким уровнем профессиональной жизни, выраженной интенсивностью подготовки спортсменов, возрастанием психической напряженности соревновательной борьбы, повышением мотивационной "стоимости" спортивной победы, усиливающейся профессионализмом всей сферы спорта высших достижений. Все это предельно повышает требования к человеку, его психике, поэтому в современном спорте спортсмены все более нуждаются в профессиональной психологической поддержке.

Спортсменам приходится противостоять целому ряду следующих факторов:

  • профессиональному давлению тренеров;
  • жестко контролируемому режимному образу жизни;
  • психологическому грузу тяжелой работы;
  • давлением спортивного руководства и любителей спорта в отношении к себе;
  • постоянной внутренней борьбой с самим собой;
  • постоянному прессу "груза" - спортивного результата.

Все эти факторы настолько осложняют жизнь спортсмена, что вопросы профилактики, охраны его психического здоровья и оказания психологической помощи приобретают большое значение.

Современный спорт, а особенно экстремальные виды, дают много оснований для того, чтобы задуматься над психическим здоровьем спортсменов высокого класса, особенно заканчивающих свою спортивную карьеру. А сколько случаев в повседневной жизни спорта (практика подтверждает это), когда спортсменам высокого класса экстренно необходима психологическая поддержка и квалифицированная помощь.

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в институтах физической культуры, и со многими обычными психологическими задачами выпускник института физкультуры может справиться. Но серьезные психологические проблемы должен решать специалист-психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой - пока недомогание легкое, мы справляется сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.

Незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Базовые знания по психологии, которые получены в институте или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехник может привести к негативным последствиям.

Психологическая помощь спортсменам должна носить психокоррекционный характер. Сначала проводятся психокоррекционные мероприятия с целью повышения резервных возможностей спортсмена, компенсации его "слабых" мест, особенно с учетом выступления в соревнованиях. Затем совместно с тренером и спортсменом - внесение коррективов в режим жизни и подготовки последнего. При этом особое внимание уделяется учету индивидуальности спортсмена, его опыта и перспектив.

Сначала психолог изучает вид спорта и всесторонне его анализирует. Затем изучает социальную жизнь спортсмена, особенности его спортивной подготовки и участия в соревнованиях. Параллельно с этим изучается спортсмен с помощью специальных методов, включая психологическое тестирование. И только после того как психолог овладел необходимой информацией, он приступает к непосредственной работе со спортсменом.

В целом психопрофилактика - это предупреждение различных психических заболеваний, различных психологичеких проблем, а так же предотвращение их . Это подразумевает изучение психических воздействий на спортсмена, познание свойств его психики и разработку системы мер предупреждения возможных психических заболеваний. При обнаружении серьёзного психического нарушения, подразумевается обязательное участие врача-специалиста. В обычной жизни спортсменов важно предусмотреть возможность воздействия таких факторов (особенно социальных), которые могут иметь психогенное значение. В этом смысле главенствующее значение приобретает толерантность (устойчивость) спортсмена ко всякого рода воздействиям. В связи с этим нужно отметить, что субъективные переживания спортсменов накануне ответственного старта могут вызвать состояние, способное привести к расстройству психики и даже различным заболеваниям. Психологическая помощь как раз и нацелена на активное предотвращение подобных случаев.

В конечном итоге речь идет о здоровье спортсмена и его успешной деятельности. Принято выделять четыре направления психологической помощи: оптимизация социально-психологических условий подготовки спортсмена, индивидуализация тренировочного процесса, индивидуализация подготовки к соревнованиям, обучение приемам саморегуляции. Помощь так же должен осуществлять тренер, используя необходимые социальные и педагогические меры: социальную адаптацию, профессиональную реабилитацию, активное преодоление различных  дефектов, компенсацию индивидуальных особенностей, коррекцию или создание новой жизненной доминанты. Психологическое консультирование предполагает последующую психотерапевтическую работу.

Институт Профилактики предлагает пройти психологическую консультацию всем спортсменам, испытывающим различные трудности для достижения спортивной карьеры. Вы сможете получить квалифицированную помощь наших специалистов и наладить ваше душевное равновесие.

 
Здесь можно подписаться на рассылку: советы психолога на каждый день
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:

Здесь можно подписаться на рассылку: образцы психологического заключения для суда
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваше отчество:
Ваш город:
 
Сайты медико-профилактического отдела Института профилактики
Сайты юридического отдела Института профилактики
Сайты отдела продаж профилактической продукции

Авторские права © 2010 Психодиагностика и психологическая помощь. Все права защищены.
статистика Яндекс цитирования