С возрастом у человека происходят существенные функциональные и структурные изменения организма, имеющие индивидуальные различия. При этом одни люди оказываются старше своего возраста, а другие — моложе. Речь идет не столько о внешних признаках, сколько о физиологических и психологических проявлениях старения.
Процесс старения определяется соотношением между рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся особенности организации хромосом и реализации заложенного генотипа, своеобразие обмена веществ, нейроэндокринной регуляции, обеспечивающей активность, прежде всего, головного мозга, сердечно — сосудистой и дыхательной систем, устойчивость иммунологического статуса. Эти внутренние факторы способствуют наиболее успешной возрастной адаптации организма к меняющимся условиям жизни. К внешним факторам относится образ жизни, физическая активность, характер питания, вредные привычки, подверженность болезням, стрессы. Период геронтогенеза(период старения), согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет — у женщин.
Данный период является итогом всего жизненного пути человека. В этот период усиливается действие нарастания противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Э. Эриксон считал, что личность в старости является как продуктом более раннего поведения, так и текущей ситуации. Он рассматривал финальную стадию развития как процесс поисков, где в конечной консолидации смерть теряет свою остроту.Представление о зрелости, как расцвете личности, важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости.
С началом периода зрелости развитие как таковое прекращается. Вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так думают многие врачи и психологи, но многочисленные исследования показали, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.
Зрелость имеет свои специфические психологические особенности: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей, уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни, изменения в физическом и интеллектуальном развитии и т.д. По экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45 — 55 годами.
Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, они зависят от конкретной системы образования в конкретную историческую эпоху. Иными словами, носят исторический характер. Экспериментальные исследования возрастных изменений психических функций у людей в возрасте 41-46 лет показали, что активное обучение и самообразование сохраняют их на высоком уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для более продуктивной познавательной деятельности. Самый высокий уровень развития имеет функция внимания, а самый низкий — функция памяти.
Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремления к ней. Психологически ответственное лицо — это личность, отвечающая за содержание своей жизни, прежде всего, перед собой и другими людьми. Центральное место в зрелом возрасте занимает генеративность – это желание повлиять на следующее поколение посредством своих детей. Генеративность побуждает оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать продуктивным человеком.
В возрасте 45 — 60 лет проявляется неуспокоенность, необходимость человека в актуализации себя. Если происходит реализация всех планов и замыслов, если человек считает, что он достигает всего, чего мог достигнуть, тогда снижается страх смерти. Иначе наступает отчаянье. В этом возрастном периоде надо брать ответственность на себя. Старость становится мудростью с накопленным багажом знаний и жизненного опыта.
В этом возрасте нельзя прекращать усилия к развитию и успокоиться, иначе наступает остановка духовного развития. Может появиться чувство опустошенности, вызванное застоем. Развивается эгоцентризм. К 50-ти годам взгляды и принципы костенеют, следствием чего является нетерпимость, фанатизм. Поэтому человек может проявлять некоторую агрессию, защищая свои принципы. Для того чтобы этого не случилось, необходимо постоянно сохранять контакт с жизнью, обновлять принципы.
Старческая усталость, нередко ощущаемая в этом возрасте, не что иное, как нарастание бесчувственности, безразличие. Но если приложить усилия, не пропадет радость жизни и желание поиска нового, тогда пик творческой активности будет возможен в 50 — 55 лет.
Главная психологическая проблема пожилых людей — поиск смысла прожитых лет. В период 60 — 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь. Склонность делиться воспоминаниями отражает поиск смысла пережитого и стремление получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Главное, чтобы у пожилого человека было ощущение счастья и удовлетворение от жизни, тогда старость будет приятной порой. Прожита значительная и полная удовлетворения жизнь, в настоящий момент она максимально активна — вот цель развития в старости. Страх смерти толкает человека не просто к бегству от реальности, он побуждает использовать резерв психической энергии. Большая активность является психической особенностью долгожителей, а психологическая помощь способствует правильной регуляции психики человека.
И.С. Кон выделяет следующие социально — психологические особенности старости:
Активная творческая старость, когда человек продолжает интересоваться общественной жизнью, воспитанием молодых, жить полноценной жизнью, не испытывая ущерба. Пенсионеры занимаются делами, на которые у них раньше не было времени. Многие пожилые люди находят главное применение своих сил в семье. И, наконец, последний тип — это люди, смыслом жизни которыхстановится забота о собственном здоровье, у такого человека могут возникать сильные депрессии, поэтому им необходима помощь специалистов.
Так же И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития. К ним относятся люди с агрессией и постоянным недовольством, они чувствуют неудовлетворенность в результате не раскрытия своего потенциала. Такие старики разочарованны в себе и собственной жизнью, они одиноки и грустны.
Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют делать это. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным событием развития диалогичности сознания в Я — концепции, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.
Содержание актуальных переживаний пожилых людей способствует осуществлению внутреннего диалога, который основан на осознании концепции жизни и собственной Я — концепции. Создание личного отношения к бренности существования — это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя.
Прекращение трудовой деятельности обуславливает повышение тревожности, ухудшение самочувствия и определенное падение социального престижа. Если пожилой человек, выйдя на пенсию, не наладит нового поприща для применения своих сил, то происходит постепенное сужение круга интересов, сосредоточение на своем внутреннем мире, снижение способности к общению. Все это приводит к эмоциональному кризису.
Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество. Он лишается возможности общения, посильной помощи, постоянного движения и действия. Равнодушие к себе и окружающему миру пагубно влияет на пожилого человека. Отсутствие социальных контактов ведет к снижению жизненного интереса.
Люди пожилого возраста особенно чувствительны к проявлению внимания и заботы. Как следствие — возрастает роль дружбы. В этом возрасте особо возрастает потребность в общении с друзьями. Часто болтливость и некоторая навязчивость говорят о нехватке общения. Старых друзей не осталось, родные живут отдельно, да и все рассказы уже знают наизусть.
Ухудшается способность личностных контактов, к установлению социальных связей. Из-за снижения эмоциональной окраски в общении, усиливается роль стереотипов и навыков общения, накопленных в жизненном опыте, что ведет к стандартизации общения в обычных условиях. К возрастным изменениям можно отнести повышенную серьезность ко всему, обидчивость. Неуверенность в своих силах рождает тревожность и мнительность.
Бездеятельность и пассивность приводят к угнетенности и скуке. В таком состоянии подчеркиваются негативные черты характера — консерватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость. Чтобы этого не произошло, пожилому человеку необходимо делать усилия над собой, не давать воли негативным эмоциям, брать ответственность за свою жизнь и свое состояние на себя, а не перекладывать ее на родных и близких, стремиться самому искать новые интересы и проявлять себя в новом качестве. Отчетливое осознание возможных изменений — уже есть путь к их преодолению.
В этом возрасте возникает особо острое ощущение уходящего времени. Жаль впустую истраченных часов. Все труднее мириться с незавершенными делами. Главную ценность и радость старому человеку доставляет то время, которое он сам наполняет содержанием.
Духовная старость связана с неспособностью к восприятию нового. Она влечет за собой и физическую старость. Старость — это новый жизненный этап каждого человека, но у каждого она своя. Легко идущий по жизни человек, имеющий цели, планы на будущее, не желающий останавливаться на достигнутом, войдет в период старости активным и полным жизненных сил.
Психическая старость и физическая немощность не одно и тоже. Все психическое развитие зависит от наличия у человека целей, перспектив в будущем и значимых событий, связанных с достигнутыми целями в прошлом.
Ничто так не разрушает человека, как осознание того, что он выключен из жизни, отсутствие будущего. Все, что раньше казалось главным и необходимым в старости теряет свой смысл. Пожилые люди пытаются создать из своей юности нечто вроде утраченного рая, переживая и сожалея о ней. Концентрируясь на прошлом, не замечая настоящее, можно не опасаться случайностей. Постоянно находясь в прошлом, человек теряет будущее, перестает развиваться как личность. В этом случае, если пожилой человек связывал свои радости с будущим своих детей, учеников или своего труда, он сохраняет себе перспективу развития как личности, а вместе с тем и духовной молодости.
Пожилой человек должен помнить, что всегда есть специалисты, которые могут разобраться в тяжелой жизненной ситуации. Институт Профилактики предоставляет такую возможность. Вы сможете пройти консультацию у наших врачей и психологов, получив при этом ценные рекомендации, касающиеся различных вопросов возраста. Психическая крепость здоровья пожилого человека, означает здоровое и процветающее будущее его детей и внуков.