Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им психологической, социально-медицинской, материальной, социальной  и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

Люди, имеющие инвалидность, помимо общих проблем, аналогичным нуждам всех граждан, имеют ещё особые потребности. К особым потребностям относятся: восстановление (компенсация) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в переживании; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и другой сферы; возможности получать знания; трудоустройстве; комфортных бытовых условиях; социально-психологической адаптации; материальной поддержке и многом другом.Психологическая помощь инвалидам

Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У многих инвалидов низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования и социальной помощи. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, ведь немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

В результате всех этих факторов у такого человека могут возникнуть различные психологические проблемы, связанные с отклонением в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безынициативности).

Помимо взрослых, существует множество семей, у которых есть дети с различными нарушениями. Например, особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. У детей с ранним     ограниченным  повреждением мозга, дефект слуха сочетается с повышенной     психической истощаемостью    и    раздражительностью.  Среди глухих встречаются замкнутые, «странные», как бы «пребывающие в своем мире дети. У оглохших детей, наоборот,  наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.

Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что современное     общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Многие семьи, являясь частью общества,  не готовы к тому,  чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка–инвалида к реальным    жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать.  На самом деле, решая физиологические и  минимальные социальные проблемы     инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности       и неспособности  к самостоятельным действиям. Когда  же наступает время прекращения      социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни и уходят    в себя.

В данной статье нам бы хотелось описать некоторые психологические проблемы людей, имеющие нарушения.

В настоящее время, люди с заболеванием внутренних органов занимают лидирующее    положение в структуре инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую    форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации. В эту группу    заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития  органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей    (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий    язвенный процесс и т.п. ), сердечно-сосудистой системы  (в    том    числе    пороки     сердца    и    крупных     сосудов), системы  кроветворения ( лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.). Часто в силу своих заболеваний такие люди не могут  вести активный образ жизни. Если это ребёнок, то сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществление нормальной жизнедеятельности человека и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания человека в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка  развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного человека (особенно у детей). Таким людям необходима своевременная психологическая помощь, т.к. уровень возникновения депрессии и других психологических проблем очень велик.

Так же существует множество детей, имеющие инвалидность, в результате сильного нарушение зрения. Психическое  развитие    детей  с  дефектами зрения  в  значительной    степени    зависит    от    времени возникновения    патологии   и  от    времени    начала    специальной    коррекционной работы, а это (психического  развития) дефекты могут     быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных    анализаторов. Психологи характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так  же    использовать их особую чувствительность к  музыке.

В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения. Симптомам    болезней могут предшествовать воспитательные,  социальные или личные трудности.  Душевные болезни могут принимать форму острых, хронических или протекающих    толчками заболеваний,  в  зависимости  от нее и от специфики проявления болезни    назначается лечение. При этом обязательно вмешательство специалистов из области    медицины и психиатрии. Однако, бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам,  невниманию со стороны лиц, к которым  они особенно привязаны и т.п.

Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень    заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой    след» на  поведении взрослого инвалида и ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути человека-инвалида и его семьи к нормальной жизни, к их интеграции  в общество.

В настоящее время, существует множество инвалидов, имеющих проблемы с получением психологической помощи на дому. К ним относятся пенсионеры с травмами; люди, передвигающиеся на колясках, дети с параличом и многие другие. У таких  людей просто нет возможности получить качественную психологическую помощь.

Институт Профилактики предлагает всем инвалидам получить качественную психологическую консультацию, не только в нашей организации, но и на дому. Тяжелые депрессии, проблемы одиночества и сенсорная депривация негативно отпечатываются на психике человека, особенно ребенка. Наши специалисты помогут Вам преодолеть все эти трудности и получить поддержку.